Как зарегистрировать право собственности на участок и что для этого нужно

Каков порядок регистрации права собственности на недвижимое имущество, какие документы нужны для переоформления земельного участка, сколько времени это занимает и можно ли оформить землю в собственность, если нет документов?
Оформить дачный участок в собственность - с чего начать?
Авторский материал пользователя платформы.
Источник: Shutterstock

Где регистрируют право собственности на недвижимость

Учетом недвижимой собственности – земли и строений – в России заведует Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Это же ведомство регистрирует сделки с недвижимостью, контролирует соблюдение земельного законодательства, утверждает межевые границы земельных наделов и пр. Также Росреестр ведет единую базу сведений о недвижимости – ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости), в которой хранятся основные характеристики объектов, данные о правах на нее и история перехода этих прав.

Как зарегистрировать право собственности на участок и что для этого нужно

Источник фото admgari-sever.ru

Куда обратиться для оформления земельного участка в собственность

Обращаться для регистрации объекта недвижимости напрямую в Росреестр не имеет особого смысла, это удобнее делать через сайт Госуслуг или МФЦ, где проводится в том числе и регистрация прав на земельные участки. Если по какой-то причине нет возможности воспользоваться этими вариантами, можно отправить документы заказным письмом на адрес территориального управления Росреестра.

Важно знать: оформить собственность можно только на земельный участок, который уже зарегистрирован в Росреестре и нанесен на кадастровую карту. В противном случае эта земля с точки зрения закона просто не существует как объект недвижимости, на нее нельзя получить документы и совершать с ней сделки. На языке закона регистрация земли называется постановкой на кадастровый учет. Для неучтенных участков существует специальная процедура: постановка на кадастровый учет с одновременной регистрацией прав.

В дальнейшем в этой статье мы будем считать, что участок, о котором идет речь, уже зарегистрирован по всем правилам и Росреестр о нем «знает».

Как зарегистрировать право собственности на участок и что для этого нужно

Участок на Публичной кадастровой карте

Источник фото pkk.rosreestr.ru

Что представляет собой госрегистрация прав на земельный участок

По сути, государственная регистрация прав на землю представляет собой внесение изменений в ЕГРН на основании документов, которые подтверждают возникновение права. Это не обязательно именно право собственности: долгосрочная аренда, безвозмездное пользование, пожизненное наследуемое владение или сервитут (право беспрепятственного прохода или проезда по чужой земле) тоже регистрируются в Росреестре и отражаются в ЕГРН.

Без зарегистрированного права пользоваться и распоряжаться землей нельзя. «Нелегальное» использование земли называется самозахватом (ст. 7.1 КоАП РФ) и наказывается по всей строгости закона. К тому же любые сделки с таким участком будут недействительными. Его нельзя купить, продать, подарить, передать по наследству, разделить и пр.

Процедура государственной регистрации прав на недвижимое имущество регулируется законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015. Полный перечень документов для регистрации права собственности на земельный участок и требования к ним тоже определяются этим законом (гл. 3).

С 2016 года единственный документ, подтверждающий право собственности на землю и другое недвижимое имущество – выписка из ЕГРН. Государственные органы, включая Росреестр, больше не принимают бумажные свидетельства о праве собственности, которые выдавались до этого. Не считаются подтверждением права также различные акты о предоставлении земельного участка, судебные решения и т.п.: при любом юридическом действии с недвижимостью принимается только выписка из ЕГРН, оформленная на основании этих документов. Какие бывают выписки из ЕГРН и как их получить – смотрите по ссылке.

Как зарегистрировать право собственности на участок и что для этого нужно

Такие бумажные свидетельства уже недействительны

Источник фото pchevskoe.ru

Что нужно для оформления земельного участка в собственность

Это зависит от того, на каком основании возникло право собственности. Например:

  • В результате сделки купли-продажи. Это самый простой и частый случай, документально подтверждается соответствующим договором между физлицами или между гражданином и муниципалитетом, если он приобрел муниципальную землю.
  • По наследству. Доказательство права на землю и другое имущество – свидетельство о праве на наследство, которое выдается нотариусом по месту открытия наследства.
  • По договору аренды, безвозмездного пользования, мены – подтверждается договором.
  • В результате приватизации. Подтверждается решением местных властей.
  • В результате дарения. Подобная передача недвижимости оформляется специальным договором. Сейчас его даже не нужно заверять у нотариуса, но по состоянию на декабрь 2024 года уже почти принят закон, который обязывает это делать, если договор заключается не между родственниками.
  • По дачной амнистии. Это самый сложный случай: оформить участок в собственность можно только в том случае, если он был выделен до 2001 года, то есть до вступления в силу действующего Земельного кодекса. Здесь в качестве подтверждения права принимаются документы старого образца, различные акты, оформленные в советское время, иногда даже выписки из похозяйственной книги, если участок выдавался для ведения личного подсобного хозяйства.
  • По решению суда. Подтверждение – соответствующий судебный акт.
  • По решению местных властей о безвозмездном выделении земли. Бесплатно получить землю могут льготные категории населения и участники государственных программ по освоению земель: «Дальневосточный гектар», «Ленинградский гектар», «Вологодский гектар», «Костромской гектар» и др.

В любом случае для оформления земельного участка в собственность требуется документ, который удостоверяет возникновение или переход прав. Проще говоря, чтобы зарегистрировать право собственности на участок, его сначала нужно купить, получить по наследству или в дар или стать участником одной из государственных программ. Просто так, без всяких правовых оснований, оформить понравившийся участок в собственность у администрации сельского поселения нельзя или в СНТ нельзя – закон такого не предусматривает.

Как зарегистрировать право собственности на участок и что для этого нужно

Источник фото center-uslug.com

Какие еще документы нужны для регистрации права собственности на недвижимость

Кроме вышеперечисленных (они строго обязательны!), потребуются:

  1. Заявление в Росреестр по специальной форме. Если участок уже поставлен на кадастровый учет, подается заявление о государственной регистрации прав без одновременного кадастрового учета.
  2. Паспорт заявителя.
  3. Межевой план участка. Если границы участка не определены (не сделано межевание), то сначала придется заняться межеванием и направить результаты в Росреестр. Если межевание уже сделано, копию межевого плана можно заказать через Госуслуги, но это не обязательно: данные, уже внесенные в базы Росреестра, ведомство может получить самостоятельно.
  4. Технический план дома или других капитальных строений на участке, если они есть и на них тоже регистрируется право. Технический план дома играет ту же роль, что и межевой план участка. Если строения «узаконены», то он уже есть в распоряжении Росреестра и получать его не обязательно, хотя и желательно.
  5. Квитанция об уплате пошлины. С 1 января 2025 года регистрационные действия по оформлению в собственность участка для садоводства, ИЖС или ЛПХ стоят 700 рублей.
  6. Расширенная выписка из ЕГРН на объект недвижимости. Если участок получен от государства, она не требуется.

Как оформить земельный участок в собственность через МФЦ

Пошаговая инструкция здесь не нужна – достаточно собрать документы, необходимые для регистрации права собственности на земельный участок, и просто отнести их в МФЦ. 

  • Не потребуется даже заранее заполнять заявление о государственной регистрации прав в Росреестре – бланк выдадут на месте.
  • Если требуется выписка из ЕГРН, ее лучше не распечатывать самому, а получить у сотрудника МФЦ, чтобы он заверил документ.
  • В крупных городах госпошлину можно оплатить банковской картой прямо на рабочем месте сотрудника МФЦ.

Важно: если переход права собственности на участок регистрируется одновременно со сделкой купли-продажи через МФЦ, потребуется расширенный пакет документов. Какие документы нужны для переоформления земельного участка при его покупке – смотрите по ссылке.

Документы будут направлены в Росреестр, после их рассмотрения заявителю пришлют уведомление.

Как зарегистрировать право собственности на участок и что для этого нужно

Источник фото katemangostar / Freepik.com 

Как оформить земельный участок в собственность через Госуслуги: пошаговая инструкция

  1. Потребуется подтвержденная учетная запись.
  2. В разделе главного меню «Земля. Дом» нужно выбрать пункт «Кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость». То же самое можно сделать из пункта меню «Ведомства», выбрав в нем Росреестр. Можно просто найти по поиску услугу «Зарегистрировать возникновение права на недвижимость».
  3. Далее выбираем нужное нам заявление.
  4. Личные данные и сведения ЕГРН сайт подгружает автоматически.
  5. Недостающие документы нужно загрузить в виде электронных копий.
  6. После отправки запроса ему присваивается номер, за ходом рассмотрения заявки можно следить в личном кабинете.
  7. Ведомство в установленные сроки рассмотрит обращение и уведомит заявителя о результатах. Если все документы в наличии и оформлены правильно, участок «юридически чист» и при переходе прав нет нарушений закона, отказа быть не может.
  8. После завершения процедуры изменения сведений в ЕГРН можно заказать выписку с новыми данными.

Сроки регистрации прав на земельный участок в Росреестре

  • 9 рабочих дней в общем случае и при подаче через МФЦ
  • 5 рабочих дней при оформлении собственности на дачный участок, землю для ЛПХ (личного подсобного хозяйства) или индивидуального жилищного строительства.
  • Ведомству дается 3 дня на проверку присланных документов и оценку их соответствия. Если обнаружены недочеты, в течение этого времени обращение будет возвращено заявителю. После подачи повторной заявки срок исполнения будет отсчитываться заново.

Можно ли оформить в собственность землю и «домик в деревне» без документов?

К сожалению, нельзя. Закон о дачной амнистии не позволяет регистрировать собственность на землю, если у заявителя нет абсолютно никаких доказательств, что он владеет ею законно. И это объяснимо, иначе по дачной амнистии можно было бы оформить собственность на чужое имущество. 

Как уже говорилось выше, документы обязательно должны быть, причем требования к ним очень либеральные: это могут быть акты БТИ, архивные справки, акты и постановления, выданные местными органами власти (даже не существующими ныне) и др. Очень пригодятся выписки из похозяйственной книги, которая (по крайней мере в теории) должна вестись местными властями для учета личных подсобных хозяйств граждан. Поскольку практика ведения похозяйственных книг существует с 1939 года и властям предписывается сохранять их, из этих документов вполне можно извлечь сведения о правах на участок до 2001 года.

Понятно, что если земля и дом в деревне приобретены «без документов» после 2001 года, под дачную амнистию они не подпадают.

Как зарегистрировать право собственности на участок и что для этого нужно

Архивная похозяйственная книга

Источник фото sukharev-y.ru

Можно ли оформить участок в собственность по садовой книжке через МФЦ?

Садовая книжка, она же членская книжка садовода – документ, который подтверждает вступление в СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество). Важно знать: она не относится к числу документов, которые подтверждают право собственности на землю. О продаже и покупке участков по членской книжке смотрите по ссылке.

Соответственно, если на землю нет никаких документов, кроме членской книжки, и участок приобретен после 2001 года, то оформить его в собственность нельзя. Ни МФЦ, ни Росреестр просто не примут этот документ.

Если же речь идет об участке, подпадающем под закон о дачной амнистии, то можно попытаться оформить его в собственность, если сохранились членские книжки, выданные до 2001 года, по которым можно установить связь между нынешним и прежним владельцем участка – понятно, что она должна быть. Такое бывает, например, при наследовании или передаче участка между членами семьи.

Как оформить землю в собственность, если ею пользовались более 20 лет?

Увы, но это очень сложно. В Гражданском Кодексе РФ существует статья 234 «Приобретательная давность», которая гласит, что открытое и добросовестное владение имуществом в течение 15 лет может давать право собственности на него. Именно к ней обычно апеллируют в случаях, когда земля много лет использовалась вообще без правовых оснований.

Однако такое использование, как уже говорилось выше, называется самозахватом и никак не походит под определение добросовестного использования с точки зрения закона. Тут нужно понимать, что «ничейной» земли в РФ нет: если земля не находится в собственности частного лица, она принадлежит государству. 

То же касается и заброшенных участков в СНТ. Обычно владелец у них есть, даже если он не появляется на участке и ничего на нем не делает. Такая земля может стать официально бесхозной только по решению местных властей, после чего она переходит в собственность государства и может быть выставлена на продажу. Получить право собственности можно только после выкупа участка по цене, назначенной местными властями.

Как оформить в собственность или аренду земельный участок, полученный от местной администрации или купленный у нее – читайте по ссылке.


Фото на обложке nikitabuida / Freepik.com


Читайте также: 

Топ новогодних мюзиклов

«Бочковое» земледелие — плюсы и минусы

Комнатный бересклет — особенности выращивания
10 идей для сада и огорода «сделай сам»
Гелиотроп: выращивание и уход за растением в открытом грунте

Новое за неделю

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
0 комментариев