Назад

Как зарегистрировать право собственности на участок и что для этого нужно

Каков порядок регистрации права собственности на недвижимое имущество, какие документы нужны для переоформления земельного участка, сколько времени это занимает и можно ли оформить землю в собственность, если нет документов?
Как зарегистрировать право собственности на участок и что для этого нужно
24 дек 2024 в 17:30
Редакция «Всё Своё»
0 комментариев

Где регистрируют право собственности на недвижимость

Учетом недвижимой собственности – земли и строений – в России заведует Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Это же ведомство регистрирует сделки с недвижимостью, контролирует соблюдение земельного законодательства, утверждает межевые границы земельных наделов и пр. Также Росреестр ведет единую базу сведений о недвижимости – ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости), в которой хранятся основные характеристики объектов, данные о правах на нее и история перехода этих прав.

Источник фото admgari-sever.ru

Куда обратиться для оформления земельного участка в собственность

Обращаться для регистрации объекта недвижимости напрямую в Росреестр не имеет особого смысла, это удобнее делать через сайт Госуслуг или МФЦ, где проводится в том числе и регистрация прав на земельные участки. Если по какой-то причине нет возможности воспользоваться этими вариантами, можно отправить документы заказным письмом на адрес территориального управления Росреестра.

Важно знать: оформить собственность можно только на земельный участок, который уже зарегистрирован в Росреестре и нанесен на кадастровую карту. В противном случае эта земля с точки зрения закона просто не существует как объект недвижимости, на нее нельзя получить документы и совершать с ней сделки. На языке закона регистрация земли называется постановкой на кадастровый учет. Для неучтенных участков существует специальная процедура: постановка на кадастровый учет с одновременной регистрацией прав.

В дальнейшем в этой статье мы будем считать, что участок, о котором идет речь, уже зарегистрирован по всем правилам и Росреестр о нем «знает».

Участок на Публичной кадастровой карте

Источник фото pkk.rosreestr.ru

Что представляет собой госрегистрация прав на земельный участок

По сути, государственная регистрация прав на землю представляет собой внесение изменений в ЕГРН на основании документов, которые подтверждают возникновение права. Это не обязательно именно право собственности: долгосрочная аренда, безвозмездное пользование, пожизненное наследуемое владение или сервитут (право беспрепятственного прохода или проезда по чужой земле) тоже регистрируются в Росреестре и отражаются в ЕГРН.

Без зарегистрированного права пользоваться и распоряжаться землей нельзя. «Нелегальное» использование земли называется самозахватом (ст. 7.1 КоАП РФ) и наказывается по всей строгости закона. К тому же любые сделки с таким участком будут недействительными. Его нельзя купить, продать, подарить, передать по наследству, разделить и пр.

Процедура государственной регистрации прав на недвижимое имущество регулируется законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015. Полный перечень документов для регистрации права собственности на земельный участок и требования к ним тоже определяются этим законом (гл. 3).

С 2016 года единственный документ, подтверждающий право собственности на землю и другое недвижимое имущество – выписка из ЕГРН. Государственные органы, включая Росреестр, больше не принимают бумажные свидетельства о праве собственности, которые выдавались до этого. Не считаются подтверждением права также различные акты о предоставлении земельного участка, судебные решения и т.п.: при любом юридическом действии с недвижимостью принимается только выписка из ЕГРН, оформленная на основании этих документов. Какие бывают выписки из ЕГРН и как их получить – смотрите по ссылке.

Такие бумажные свидетельства уже недействительны

Источник фото pchevskoe.ru

Что нужно для оформления земельного участка в собственность

Это зависит от того, на каком основании возникло право собственности. Например:

  • В результате сделки купли-продажи. Это самый простой и частый случай, документально подтверждается соответствующим договором между физлицами или между гражданином и муниципалитетом, если он приобрел муниципальную землю.
  • По наследству. Доказательство права на землю и другое имущество – свидетельство о праве на наследство, которое выдается нотариусом по месту открытия наследства.
  • По договору аренды, безвозмездного пользования, мены – подтверждается договором.
  • В результате приватизации. Подтверждается решением местных властей.
  • В результате дарения. Подобная передача недвижимости оформляется специальным договором. Сейчас его даже не нужно заверять у нотариуса, но по состоянию на декабрь 2024 года уже почти принят закон, который обязывает это делать, если договор заключается не между родственниками.
  • По дачной амнистии. Это самый сложный случай: оформить участок в собственность можно только в том случае, если он был выделен до 2001 года, то есть до вступления в силу действующего Земельного кодекса. Здесь в качестве подтверждения права принимаются документы старого образца, различные акты, оформленные в советское время, иногда даже выписки из похозяйственной книги, если участок выдавался для ведения личного подсобного хозяйства.
  • По решению суда. Подтверждение – соответствующий судебный акт.
  • По решению местных властей о безвозмездном выделении земли. Бесплатно получить землю могут льготные категории населения и участники государственных программ по освоению земель: «Дальневосточный гектар», «Ленинградский гектар», «Вологодский гектар», «Костромской гектар» и др.

В любом случае для оформления земельного участка в собственность требуется документ, который удостоверяет возникновение или переход прав. Проще говоря, чтобы зарегистрировать право собственности на участок, его сначала нужно купить, получить по наследству или в дар или стать участником одной из государственных программ. Просто так, без всяких правовых оснований, оформить понравившийся участок в собственность у администрации сельского поселения нельзя или в СНТ нельзя – закон такого не предусматривает.

Источник фото center-uslug.com

Какие еще документы нужны для регистрации права собственности на недвижимость

Кроме вышеперечисленных (они строго обязательны!), потребуются:

  1. Заявление в Росреестр по специальной форме. Если участок уже поставлен на кадастровый учет, подается заявление о государственной регистрации прав без одновременного кадастрового учета.
  2. Паспорт заявителя.
  3. Межевой план участка. Если границы участка не определены (не сделано межевание), то сначала придется заняться межеванием и направить результаты в Росреестр. Если межевание уже сделано, копию межевого плана можно заказать через Госуслуги, но это не обязательно: данные, уже внесенные в базы Росреестра, ведомство может получить самостоятельно.
  4. Технический план дома или других капитальных строений на участке, если они есть и на них тоже регистрируется право. Технический план дома играет ту же роль, что и межевой план участка. Если строения «узаконены», то он уже есть в распоряжении Росреестра и получать его не обязательно, хотя и желательно.
  5. Квитанция об уплате пошлины. С 1 января 2025 года регистрационные действия по оформлению в собственность участка для садоводства, ИЖС или ЛПХ стоят 700 рублей.
  6. Расширенная выписка из ЕГРН на объект недвижимости. Если участок получен от государства, она не требуется.

Как оформить земельный участок в собственность через МФЦ

Пошаговая инструкция здесь не нужна – достаточно собрать документы, необходимые для регистрации права собственности на земельный участок, и просто отнести их в МФЦ. 

  • Не потребуется даже заранее заполнять заявление о государственной регистрации прав в Росреестре – бланк выдадут на месте.
  • Если требуется выписка из ЕГРН, ее лучше не распечатывать самому, а получить у сотрудника МФЦ, чтобы он заверил документ.
  • В крупных городах госпошлину можно оплатить банковской картой прямо на рабочем месте сотрудника МФЦ.

Важно: если переход права собственности на участок регистрируется одновременно со сделкой купли-продажи через МФЦ, потребуется расширенный пакет документов. Какие документы нужны для переоформления земельного участка при его покупке – смотрите по ссылке.

Документы будут направлены в Росреестр, после их рассмотрения заявителю пришлют уведомление.

Источник фото katemangostar / Freepik.com 

Как оформить земельный участок в собственность через Госуслуги: пошаговая инструкция

  1. Потребуется подтвержденная учетная запись.
  2. В разделе главного меню «Земля. Дом» нужно выбрать пункт «Кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость». То же самое можно сделать из пункта меню «Ведомства», выбрав в нем Росреестр. Можно просто найти по поиску услугу «Зарегистрировать возникновение права на недвижимость».
  3. Далее выбираем нужное нам заявление.
  4. Личные данные и сведения ЕГРН сайт подгружает автоматически.
  5. Недостающие документы нужно загрузить в виде электронных копий.
  6. После отправки запроса ему присваивается номер, за ходом рассмотрения заявки можно следить в личном кабинете.
  7. Ведомство в установленные сроки рассмотрит обращение и уведомит заявителя о результатах. Если все документы в наличии и оформлены правильно, участок «юридически чист» и при переходе прав нет нарушений закона, отказа быть не может.
  8. После завершения процедуры изменения сведений в ЕГРН можно заказать выписку с новыми данными.

Сроки регистрации прав на земельный участок в Росреестре

  • 9 рабочих дней в общем случае и при подаче через МФЦ
  • 5 рабочих дней при оформлении собственности на дачный участок, землю для ЛПХ (личного подсобного хозяйства) или индивидуального жилищного строительства.
  • Ведомству дается 3 дня на проверку присланных документов и оценку их соответствия. Если обнаружены недочеты, в течение этого времени обращение будет возвращено заявителю. После подачи повторной заявки срок исполнения будет отсчитываться заново.

Можно ли оформить в собственность землю и «домик в деревне» без документов?

К сожалению, нельзя. Закон о дачной амнистии не позволяет регистрировать собственность на землю, если у заявителя нет абсолютно никаких доказательств, что он владеет ею законно. И это объяснимо, иначе по дачной амнистии можно было бы оформить собственность на чужое имущество. 

Как уже говорилось выше, документы обязательно должны быть, причем требования к ним очень либеральные: это могут быть акты БТИ, архивные справки, акты и постановления, выданные местными органами власти (даже не существующими ныне) и др. Очень пригодятся выписки из похозяйственной книги, которая (по крайней мере в теории) должна вестись местными властями для учета личных подсобных хозяйств граждан. Поскольку практика ведения похозяйственных книг существует с 1939 года и властям предписывается сохранять их, из этих документов вполне можно извлечь сведения о правах на участок до 2001 года.

Понятно, что если земля и дом в деревне приобретены «без документов» после 2001 года, под дачную амнистию они не подпадают.

Архивная похозяйственная книга

Источник фото sukharev-y.ru

Можно ли оформить участок в собственность по садовой книжке через МФЦ?

Садовая книжка, она же членская книжка садовода – документ, который подтверждает вступление в СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество). Важно знать: она не относится к числу документов, которые подтверждают право собственности на землю. О продаже и покупке участков по членской книжке смотрите по ссылке.

Соответственно, если на землю нет никаких документов, кроме членской книжки, и участок приобретен после 2001 года, то оформить его в собственность нельзя. Ни МФЦ, ни Росреестр просто не примут этот документ.

Если же речь идет об участке, подпадающем под закон о дачной амнистии, то можно попытаться оформить его в собственность, если сохранились членские книжки, выданные до 2001 года, по которым можно установить связь между нынешним и прежним владельцем участка – понятно, что она должна быть. Такое бывает, например, при наследовании или передаче участка между членами семьи.

Как оформить землю в собственность, если ею пользовались более 20 лет?

Увы, но это очень сложно. В Гражданском Кодексе РФ существует статья 234 «Приобретательная давность», которая гласит, что открытое и добросовестное владение имуществом в течение 15 лет может давать право собственности на него. Именно к ней обычно апеллируют в случаях, когда земля много лет использовалась вообще без правовых оснований.

Однако такое использование, как уже говорилось выше, называется самозахватом и никак не походит под определение добросовестного использования с точки зрения закона. Тут нужно понимать, что «ничейной» земли в РФ нет: если земля не находится в собственности частного лица, она принадлежит государству. 

То же касается и заброшенных участков в СНТ. Обычно владелец у них есть, даже если он не появляется на участке и ничего на нем не делает. Такая земля может стать официально бесхозной только по решению местных властей, после чего она переходит в собственность государства и может быть выставлена на продажу. Получить право собственности можно только после выкупа участка по цене, назначенной местными властями.

Как оформить в собственность или аренду земельный участок, полученный от местной администрации или купленный у нее – читайте по ссылке.


Фото на обложке nikitabuida / Freepik.com


Читайте также: 

Топ новогодних мюзиклов

«Бочковое» земледелие — плюсы и минусы

Комнатный бересклет — особенности выращивания
10 идей для сада и огорода «сделай сам»
Гелиотроп: выращивание и уход за растением в открытом грунте

Новое за неделю

0 / 3000 символов

24 дек 2024 в 17:30
Редакция «Всё Своё»
0 комментариев