Что делать, если потерял документы на дом и земельный участок? Как получить дубликат свидетельства о праве собственности на землю? Куда обращаться для восстановления других документов?

Здесь возможны два варианта развития событий, которые зависят от того, «узаконены» ли дом и земля.
- Если объекты поставлены на кадастровый учет и на них зарегистрировано право собственности, восстановить документы будет довольно просто. Важно понимать следующее: потеря документов на имущество не лишает гражданина права собственности — оно зарегистрировано в Росреестре и «зафиксировано» государством.
- Если право собственности на землю не оформлено и нет документов, которые подтверждают право пользования участком — это действительно большая проблема, и решать ее придется долго и с усилиями.
Сначала мы поговорим о первом варианте: недвижимость поставлена на кадастровый учет и оформлена в собственность по закону.
Источник фото Freepik / Freepik.com
Как восстановить свидетельство о праве собственности на землю
Хорошая новость в том, что делать этого не нужно. Свидетельство о праве собственности, оно же свидетельство о государственной регистрации права на специальном бланке, сейчас не выдается — оно было фактически упразднено с 2016 года. С этого момента все ранее выданные свидетельства уже не принимаются государственными органами, не требуются для сделок или других юридически значимых действий с недвижимостью. Сейчас единственный документ, который подтверждает право собственности — выписка из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости).
- В ней есть все необходимые сведения о самом имуществе и о правах на него, а также имя владельца.
- На Госуслугах электронную выписку можно получить буквально за пару минут, эта услуга бесплатная.
- Для получения выписки даже не обязательно знать кадастровый номер участка: как правило, в базе Госуслуг уже есть вся информация о зарегистрированной недвижимости, которая принадлежит гражданину, и нужный объект просто выбирается из выпадающего списка.
- Файл с выпиской, заверенной электронной подписью Росреестра, придет в личный кабинет, его обязаны принимать все государственные органы.
- Если по какой-то причине вам нужен бумажный вариант, не распечатывайте его сами: это нужно делать в МФЦ, где сотрудник дополнительно заверит подлинность документа.
То же самое касается и свидетельства о праве собственности на дом. Дом ставится на кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости, у него есть свой кадастровый номер. Соответственно, подтверждением права собственности здесь служит отдельная выписка из ЕГРН.
Резюме: проблемы, как получить дубликат свидетельства о праве собственности на землю, сейчас не существует вовсе. Документ нигде не требуют, поэтому он просто не нужен. Для подтверждения собственности достаточно заказать на Госуслугах онлайн- выписку из ЕГРН. Существуют и другие формы выписок из ЕГРН, которые могут понадобиться при продаже дачи и других действиях, подробнее об этом по ссылке.
Источник фото pchevskoe.ru
Как наследнику восстановить документы на дом и землю при утере
Мало кто знает, что можно получить выписку из ЕГРН на объект недвижимости, который принадлежит другому человеку. Это совершенно законно, но с 1 марта 2023 года в такой выписке не указываются персональные данные владельца. Для получения такой «неполной» выписки достаточно знать кадастровые номера участка и дома. Выяснить это не составляет труда: достаточно найти участок на местности с помощью Публичной кадастровой карты, по клику откроются сведения о нем, включая кадастровый номер, площадь, зарегистрированные права и пр. — всё, кроме ФИО владельца. Обратиться за выпиской можно в МФЦ или воспользоваться сервисами на сайте Госуслуг.
Однако понятно, что наследнику документы на дом и землю нужны не в качестве справочного материала, а для того, чтобы оформить на себя унаследованную собственность.
- В этом случае первая инстанция, к которой нужно обращаться — нотариус, который ведет наследственное дело. Подробнее о том, как узнать нужного нотариуса для вступления в наследство и что делать дальше — по ссылке. По результатам наследственного дела нотариус выдает специальный документ — Свидетельство о праве на наследство по завещанию/по закону. Это свидетельство относится к правоустанавливающим документам — таким, на основании которых можно зарегистрировать переход права.
- Далее через нужно будет заказать выписки из ЕГРН на участок и дом. Лучше всего сделать это через МФЦ, чтобы их заверили на месте.
- Там же или на Госуслугах можно подать в Росреестр заявление о государственной регистрации права (ищем пункт меню «Зарегистрировать возникновение права»), приложив электронную копию свидетельства о праве на наследство и прочие документы. Ведомство зарегистрирует переход права собственности и внесет изменения в ЕГРН. После этого можно заказывать выписку — в ней будут уже данные нового владельца, наследника.
Ту же процедуру получения новых документов на дом и землю можно полностью провести и в МФЦ, это даже надежнее: сотрудник обязательно заверит подлинность документов и проверит их комплектность.
Источник фото center-uslug.com
Как восстановить кадастровый паспорт участка
С этим документом ситуация та же, что со свидетельством о праве собственности: с 2016 года он упразднен, не выдается и нигде не требуется. То же касается еще более старого документа — кадастрового плана, который отменен еще в 2008 году. Сейчас все основные сведения о недвижимости содержатся в ЕГРН. Чтобы их получить, достаточно заказать расширенную выписку из ЕГРН с планами и схемами. Это можно сделать через Госуслуги. Будьте внимательны: это не то же самое, что простая выписка, которую можно получить онлайн. Расширенная выписка платная, в 2025 году она стоит 700 рублей. Чтобы ее получить, необходимо в меню Госуслуг «Земля. Дом» выбрать «Выписка из ЕГРН», а не «Получение онлайн-выписки». Можно обратиться за выпиской и в МФЦ.
Как восстановить свидетельство о праве на наследство по закону/по завещанию
Если оно утрачено, обращаться нужно к нотариусу, который вел наследственное дело — он выдаст заверенный дубликат документа. Услуга платная, тариф зависит от региона. Посмотреть стоимость нотариальных услуг по регионам можно по ссылке.
Утерян договор купли-продажи земельного участка — как восстановить
Если сохранились контакты второй стороны сделки, можно попросить у бывшего продавца/покупателя копию договора, но ее придется заверять нотариально. Второй вариант — обратиться в МФЦ или в территориальное отделение Росреестра. Когда регистрируется переход права собственности при покупке недвижимости, экземпляр договора направляется в Росреестр и сохраняется в архивах. Ведомство может по запросу выдать его заверенную копию.
Источник фото wirestock / Freepik.com
Как восстановить межевой план участка
Если сведения о межевании подавались в Росреестр, межевой план входит в состав расширенной выписки из ЕГРН, ее можно заказать через Госуслуги или в МФЦ. Можно заказать и отдельно только копию межевого плана.
Если же план по каким-то причинам был сделан, но «не дошел» до Росреестра, остается только составить новый. Для этого нужно пригласить кадастрового инженера, который проведет измерения и сформирует документ, готовый к подаче в Росреестр. Услуги кадастровых инженеров платные. Найти специалиста можно через специальную опцию на Госуслугах — это гарантия, что вы имеете дело с настоящим кадастровым инженером, а не с мошенником. Есть простой способ проверить, сделано ли межевание участка, не заказывая платную выписку из ЕГРН: достаточно найти участок на Публичной кадастровой карте и посмотреть сведения о нем. Если межевание не делалось, участок будет обозначен как «Учтенный без координат границ».
Как восстановить технический план дома
Здесь последовательность действий такая же, как для межевого плана участка. Если дом «узаконен», его технический план уже есть в распоряжении Росреестра и достаточно заказать копию документа через Госуслуги или МФЦ.
Как восстановить техпаспорт на дом, если он утерян
Этот документ не требуется при сделках и регистрационных действиях, поэтому восстанавливать его при утере не обязательно. Если все же есть некая необходимость это сделать, можно обратиться в территориальное БТИ (бюро технической инвентаризации). В некоторых регионах, например в Москве и Подмосковье, получить копию техпаспорта можно через местный портал Госуслуг. Нужно будет заполнить специальное заявление, приложить паспортные данные (или копию паспорта) и выписку из ЕГРН на дом. Если услуга недоступна через Госуслуги, можно обратиться в МФЦ по месту нахождения дома с участком.
Как восстановить дарственную на дом при утере
Это можно сделать через МФЦ или территориальное управление Росреестра, запросив копию документа по той же процедуре, что и для копии договора купли-продажи (см. выше). Однако восстановить дарственную таким путем можно только после того, как на ее основании зарегистрирован переход прав и экземпляр документа направлен в Росреестр. Если дарственная потеряна до переоформления собственности на нового владельца, придется просить дарителя составить новый документ. Важно: с 13 января 2025 года договор дарения недействителен без нотариального заверения. Если потерянная дарственная на дом была заверена нотариусом, одна из сторон договора может обратиться к нему за дубликатом, но выдачу документа придется оплатить по тарифу.
Как восстановить договор долгосрочной аренды участка
Самый простой способ — запросить копию у арендодателя. Если он неизвестен или есть какие-то другие препятствия, придется обращаться в Росреестр. Все договоры аренды сроком более чем на 12 месяцев подлежат обязательной регистрации в Росреестре, и если все делалось по закону, у ведомства должен быть экземпляр.
Источник фото Freepik / Freepik.com
Как оформить землю в собственность, если нет документов
К сожалению, никак. Это самый сложный случай: земля не приватизирована и документов на нее нет. Чтобы подтвердить свои права на участок, нужно иметь хотя бы какие-то документальные основания. В России действует программа дачной амнистии, которая позволяет приватизировать участок и дом по сильно упрощенной процедуре, но даже она не допускает регистрации права собственности «со слов». Необходимо иметь хоть что-то, доказывающее связь заявителя с этой землей. Это могут быть документы, выданные в советское или раннее постсоветское время, даже если органы власти, которые их выдали, уже не существуют.
Для участков в деревне часто достаточно выписки из похозяйственной книги и доказательств, что заявитель — наследник или правопреемник тех, кто в ней указан. Для садового участка в «дачном» поселке (СНТ, бывшие ДНТ и пр.) иногда работает даже членская книжка садовода. Но в любом случае оформить участок земли в собственность совершенно без документов нельзя, закон этого не допускает ни при каких обстоятельствах. Тут могут помочь собственные архивные изыскания, но они стоят денег и могут занять много времени.
Фото на обложке Leo Visions / Unsplash.com
Читайте также:
Как выбрать комнатные растения с красными листьями: эффектное украшение
Иберис многолетний: посадка и уход в открытом грунте
Как подобрать газовый котел для отопления частного дома по площади?
Комментарии