Назад

Реагент противогололедный: чем посыпают зимой дороги?

Зимой дороги и тротуары опасны из-за льда и снега, что приводит к падениям и ДТП. Для борьбы с гололедицей используют противогололедные реагенты. В статье рассмотрим их плюсы и минусы
Реагент противогололедный: чем посыпают зимой дороги?
17 янв 2025 в 15:14
Редакция «Всё Своё»
0 комментариев

Противогололедные реагенты

Противогололедные реагенты – это химические вещества, которые применяются для уменьшения температуры замерзания воды и предотвращения образования льда. Основные типы реагентов:

1. Соль (натрий хлорид) – самый распространенный реагент; эффективен при температуре до -9°C.

2. Кальций хлорид – активен при более низких температурах (до -25°C).

3. Магний хлорид – также эффективен при низких температурах и менее коррозионен по сравнению с поваренной солью.

Противогололедные материалы

Это вещества, которые применяются для физического устранения и предотвращения образования льда, а также могут включать компоненты, повышающие сцепление. 

Примеры:

1. Песок – для увеличения сцепления на скользких покрытиях.

2. Гравий – аналогично песку, используется для улучшения сцепления.

3. Отсев – мелкие камни, которые также помогают увеличить трение.

Источник фото freepik.com

Различия противогололедных реагентов и материалов

Состав: реагенты – это химические вещества, в то время как материалы могут быть равны физическим субстанциям (песок, гравий).

Механизм действия: реагенты работают на основе химических реакций (снижение температуры замерзания), а материалы – благодаря физическим свойствам (увеличение сцепления).

Экологические аспекты: некоторые реагенты могут быть вредны для окружающей среды, в то время как многие материалы являются нейтральными или менее вредными.

Эффективность: реагенты чаще всего применяются для предотвращения обледенения, в то время как материалы могут использоваться для безопасности на уже обледенелых участках.

Выбор между реагентами и материалами зависит от конкретных условий, состояния дорожного покрытия и климатических факторов.

Какие бывают реагенты против гололёда: разновидности

Реагент антигололёдный можно классифицировать на несколько категорий в зависимости от его химического состава и механизма действия.

Соль:

  • Хлорид натрия (поваренная соль): наиболее распространённый и экономичный реагент.
  • Хлорид кальция: более эффективен при низких температурах, чем хлорид натрия.
  • Хлорид магния: также хорошо работает при низких температурах и имеет меньшую коррозионную активность по сравнению с хлоридом натрия.
  • Карбонат натрия: используется реже, но тоже применяется для борьбы с гололедом.

Безсольный реагент:

  • Органические реагенты: изготавливаются на основе сахаров, например, побочных продуктов переработки свеклы.
  • Кальций сульфат и другие неорганические соединения: такие реагенты менее коррозионные и могут использоваться в экологически чистых технологиях.

Комплексный реагент: содержит смесь различных компонентов для повышения эффективности и снижения коррозионного воздействия.

Источник фото freepik.com

Зачем сыпят реагенты на дорогах

Реагенты против гололеда используются для:

  • Улучшения сцепления колес с дорогой. Они снижают скольжение на льду и снежной корке, повышая безопасность движения.
  • Устранения льда. Реагенты помогают растопить лед на дорожной поверхности, что делает её более проходимой.
  • Профилактики образования гололеда. Временное применение реагентов в условиях холодной погоды может предотвратить образование льда.

Как выглядят реагенты на дорогах

Реагенты могут выглядеть по-разному в зависимости от типа и формы. 

Обычно они представлены в следующих состояниях: 

Крупицы или гранулы: соль (например, хлорид натрия) часто выглядит как белые или серые кристаллы, которые рассыпаны по поверхности дороги.

Распыление жидкости: концентрат некоторых реагентов может распыляться в виде жидкости (например, когда используются растворы хлорида кальция).

Смеси: безсольные реагенты могут иметь различный цвет и текстуру, в зависимости от используемых органических компонентов.

Эти реагенты часто видны на дорогах в виде равномерного распределения по поверхности, иногда с заметными пятнами в местах, где сосредоточено большее количество препарата.

Разрешено ли для очистки собственной территории от снега использовать химические реагенты 

Запрещается применять химические реагенты для устранения снега на собственном участке. Это правило закреплено в санитарных нормах, указанных в СП 2.4.3648-20, которые регулируют санитарно-эпидемиологические требования к организациям, занимающимся обучением и отдыхом детей и молодежи.

Источник фото freepik.com

Чем чаще всего посыпают зимой дороги в Москве 

Зимой, когда дороги покрыты снегом и льдом, важно обеспечить безопасность движения. Для этого используются различные материалы и реагенты, которые помогают предотвратить образование наледи и улучшают сцепление колес с дорогой. Рассмотрим подробнее, какие вещества чаще всего применяются для посыпки дорог в зимний период.

Самые популярные реагенты и материалы для дорог зимой

Песок: это самый распространенный и экономичный способ борьбы с ледяным покрытием. Песок не только улучшает сцепление колес с дорогой, но и не наносит вреда окружающей среде. Однако его недостаток в том, что он не топит лед, а лишь делает его менее скользким.

Соль (хлорид натрия): соль широко используется для посыпки дорог благодаря своей способности эффективно снижать температуру замерзания воды. Она помогает растопить снег и лед, однако имеет свои недостатки: высокая концентрация соли может негативно сказаться на экосистемах, а также вызвать коррозию металлических частей автомобилей.

Калийные и магниевые соли: реагенты, такие как хлорид калия и хлорид магния, также применяются для борьбы с обледенением. Они менее агрессивны к окружающей среде по сравнению с обычной солью, но при этом остаются эффективными в борьбе с наледью.

Песчаносоляная смесь: использование смеси песка и соли позволяет сочетать преимущества обоих материалов. Песок обеспечивает сцепление, а соль помогает растопить лед. Этот метод наиболее часто применяется в условиях, когда количество снега и льда на дороге велико.

Ацетат кальция и магния: эти органические реагенты считаются более экологически чистыми, чем традиционные соли. Они эффективно предотвращают обледенение и при этом меньше вредят окружающей среде.

Биоразлагаемые реагенты: они все чаще находят распространение в городах, стремящихся к устойчивому развитию. Эти продукты создаются на основе органических материалов и не наносят вреда живой природе.

Выбор реагента для посыпки дорог зимой зависит от множества факторов, включая климатические условия, бюджет и экологические особенности. Забота о безопасности на дорогах не должна исключать ответственное отношение к окружающей среде.

Источник фото freepik.com

Из чего делают реагенты для дорог: состав

Противогололёдные реагенты состоят из различных химических и минеральных веществ. Их состав подбирается с учётом климатических условий, температуры воздуха, а также требований к безопасности и экологичности. 

Основной компонент большинства химических реагентов — хлориды, включая хлористый натрий (NaCl), хлористый кальций (CaCl₂) и хлористый магний (MgCl₂). 

Один из самых распространённых реагентов — смесь песка и соли. Его основные преимущества — доступная цена и простота использования. Песок обладает абразивными свойствами, а соль быстро и эффективно плавит лёд. 

Безопасный с экологической точки зрения реагент — хлористый кальций. Он быстро и глубоко проникает в ледяной слой, плавит его и удобряет почву. Реагент эффективно работает даже при самых низких температурах, не разрушая при этом бетонные покрытия. 

Смесь соли и мраморной крошки — экологически чистый материал, который действует на лёд только как противоскользящее средство. При грамотном применении и последующей уборке может применяться неоднократно. 

Гранитный щебень устойчив к морозам, прочен и также может использоваться повторно. В его составе нет химически вредных и загрязняющих компонентов. 

Сырьём для химических реагентов чаще всего являются природные источники и отходы промышленности. К природным относятся, например, галит (каменная соль) и бишофит — естественный минерал, который на 90–96% состоит из хлорида магния. 

Обработка дорог реагентами

Обработка дорог реагентами происходит в несколько этапов:

  • Нанесение реагентов на поверхность снежного-ледового наката. Распределение осуществляется в соответствии со строго установленной нормой. Жидкие реагенты используют в процессе выпадения осадков, до начала образования ледяной корки. Твёрдые материалы применяют, когда лёд уже образовался и его требуется растапливать. 
  • Выжидание (пауза, необходимая для того, чтобы реагенты начали действовать). 
  • Уборка льда и снега снегоочистителями. При использовании такой технологии снег не плавится полностью, задача реагентов — разрыхлить его до состояния, когда его можно будет механически удалить. 

Для обработки проезжей части используют специализированные машины, оснащённые автоматическим регулированием. При обработке дорожных участков в первую очередь обращают внимание на зоны торможения и подъёмы-спуски транспортных средств. 

Важно соблюдать установленные нормативами требования к расходу материалов: впоследствии они могут накапливаться в почве, попадать в водоёмы и вредить окружающей среде. 

 

Источник фото на обложке freepik.com


Читайте также: 

Чем лучше чистить снег с крыши частного дома, и как сделать это безопасно
Зелёное мыло от вредителей – как применять?
Ипомея батат: посадка и уход в открытом грунте
Как обогреть дом зимой
Как разделить земельный участок на два разных с присвоением кадастрового номера

Новое за неделю

0 / 3000 символов

17 янв 2025 в 15:14
Редакция «Всё Своё»
0 комментариев