
Какие вклады облагаются налогом
Здесь существует глобальное недопонимание, которое подогревают громкие заголовки в соцсетях, что с 2026 года банковские вклады облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).
- Прежде всего стоит знать: налог взимается не с самой суммы вклада, а только с процентов по ней. Многие россияне, у которых есть сбережения, используют их как инвестиционный инструмент: открывают в банке депозитный вклад под определенный процент. По сути, деньги предоставляются банку во временное пользование, а банк платит за это владельцу средств.
- Проценты, полученные по такому вкладу, считаются доходом (ст. 214.2 Налогового кодекса) и поэтому облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).
- Эта норма закона была введена в 2021 году, однако фактически начала действовать с 2023 года, а в налоговых уведомлениях появилась в 2024, поскольку в текущем году уплачиваются налоги за предыдущий. Поэтому ни о каком «новом налоге на вклады» речь не идет.
Соответственно, налогом облагаются не денежные суммы на вкладах физических лиц, а доход по ним. При этом законом установлен необлагаемый порог дохода, с которого налог не платится, об этом мы поговорим ниже. Налог вовсе не взимается, если процентная ставка по вкладу – менее 1% годовых, не облагаются также средства на счетах эскроу.
Нужно ли платить налог с накопительного счета
Здесь принцип тот же. Если на средства на накопительном счете начисляются проценты, налог платить нужно. Но только в том случае, если доход в виде процентов превышает установленный необлагаемый порог.
Если, например, вы просто не снимаете деньги со своего зарплатного или пенсионного счета и там набралась определенная сумма, с точки зрения налогообложения это не накопительный счет и не инвестиционный инструмент, а просто вариант «сбережений под подушкой». В таких случаях банки тоже могут начислять владельцу средств определенный процент, но самый минимальный, как раз около 1%. Если на таком счете не хранятся действительно большие суммы со множеством нулей, доход по ним вовсе не учитывается или гарантированно не достигает облагаемого порога.
Облагается ли налогом банковский вклад, открытый на имя ребенка
Источник фото shutterstock.comТолько в том случае, если этот вклад приносит доход в виде процентов, а сумма дохода превышает установленный предел. Налоговый кодекс не исключает несовершеннолетних из числа плательщиков НДФЛ (а также налога на недвижимость, транспорт и пр.), но все платежи за них вносят родители или опекуны — законные представители. Подростки старше 14 лет имеют право сами уплачивать налоги, для этого требуется письменное согласие законных представителей. Ответственность за неуплату налогов несовершеннолетними тоже несут родители или опекуны.
Какая сумма дохода по вкладам не облагается налогом
Источник фото shutterstock.com
В 2026 году сумма дохода по вкладам, которая не облагается налогом, составляет 210 тысяч рублей.
Стоит иметь в виду: минимальный доход по вкладам, с которого не платится налог — величина переменная и может меняться от года к году.
- Дело в том, что главная цифра, которая берется для расчета необлагаемой суммы дохода по вкладу — максимальная ключевая ставка ЦБ, а она может меняться по решению самого регулятора.
- Формула расчета следующая: 1 млн рублей, умноженный на размер ключевой ставки.
- В 2026 году уплачиваются налоги за прошлый, то есть за 2025. Максимальная ключевая ставка ЦБ в прошлом году держалась на уровне 21%, то есть налогом не облагается 21 процент от миллиона — ровно 210 тыс. рублей.
Зная это, можно попробовать подсчитать, с какой суммы не будет платиться налог на доходы по вкладам в следующем, 2027 году. В течение 2026 года максимальная ключевая ставка составила 15,5%. Соответственно, необлагаемая сумма будет составлять примерно 15,5% от миллиона — то есть около 155 тыс рублей.
Как мы видим, чем ниже ключевая ставка ЦБ, тем меньше сумма, с которой начинает начисляться налог на доходы по вкладам.
Какой должна быть сумма вклада, чтобы на проценты с нее начислялся налог
Источник фото shutterstock.com
Самый интересный вопрос — при какой сумме вклада процентный доход становится таким, что с него нужно платить налог. При этом мы должны опять-таки иметь в виду, что в 2026 году платится налог за 2025.
- В прошлом году максимальные банковские ставки по депозитам менялись несколько раз в сторону уменьшения: примерно от 21,7% до 15,4%. Поэтому дальнейшие наши подсчеты будут весьма приблизительными, исходя из усредненной среднегодовой величины максимальной процентной ставки по депозиту — около 17,8%.
- При такой ставке с вклада в 1 млн можно было получить доход примерно в 178 тысяч рублей. Необлагаемый порог, как мы помним — 210 тыс рублей. Таким образом, при ставке 17,8% налогом будет облагаться вклад размером более 1 млн 800 тыс рублей.
Стоит иметь в виду: чем выше годовые проценты по вкладу, тем меньше будет сумма вклада, с которой не уплачивается налог.
- Так, если вклад в 2025 году приносил 22% годовых, «необлагаемая» его величина — примерно 955 тыс рублей.
- При доходности 20% необходимость платить налог возникает уже у владельца вклада величиной 1 млн 50 тыс рублей.
- При доходности в 15% за 2025 год налогом не будет облагаться вклад в 1 млн 500 тыс рублей.
Какой процент налога на доходы по вкладам и от чего он зависит
Источник фото shutterstock.comВажнейший момент: налогом облагается только та часть суммы дохода по вкладам, которая превышает 210 тыс рублей (см. выше). Например, если проценты по вкладам составили за год 300 тыс рублей, налог будет уплачиваться с 90 тыс рублей (300 минус 210).
С 1 января 2025 года в России введена прогрессивная шкала НДФЛ: чем выше суммарный годовой доход гражданина, тем больше налог. Как мы помним, налог на доходы по вкладам — это частный случай НДФЛ.
Поэтому размер налога на проценты по вкладу зависит от общего годового дохода владельца вклада.
- До 2,4 млн рублей включительно — 13%
- Более 2,4 млн — 15%.
К примеру:
Гражданин получил в течение 2025 года 1 млн 500 тыс рублей в виде заработной платы и 300 тыс рублей дохода по вкладу. Его суммарный годовой доход — менее 2,4 млн рублей, так что будет применяться налоговая ставка 13%. Сумма дохода по вкладу за вычетом необлагаемых 210 тыс — 90 тыс рублей (см. выше), итого налог составит 11.700 рублей.
Другой гражданин заработал за год 2,5 млн рублей и получил те же 300 тыс в виде процентов по вкладу. Его годовой доход получился более 2,4 млн рублей, поэтому на вклады будет начислен налог 15%. С 90 тысяч рублей это 13.500 рублей.
Как самому рассчитать налог на вклад
Источник фото shutterstock.com
Вообще говоря, самому считать налог на проценты по вкладу совершенно не обязательно: это делают налоговые органы. Все необходимые сведения им передают банки в рамках электронного взаимодействия. Следовательно, подавать какие-либо декларации тоже не нужно.
Проверить правильность расчетов можно с помощью специального онлайн-калькулятора НДФЛ на сайте ФНС. Туда достаточно внести все виды доходов за год, включая заработную плату, средства от продажи недвижимости или сдачи ее в аренду, доход по банковским вкладам и пр. Система рассчитает общую величину дохода, применит нужную налоговую ставку и выдаст точную сумму к уплате по каждому виду.
Уведомление с указанием точной суммы налога по вкладам должно прийти вместе с уведомлением об уплате налога на имущество физических лиц. Происходит это осенью, начиная с последней декады сентября. Заплатить налог нужно строго до 1 декабря.
Примерный вид платежного уведомления с расчетами можно посмотреть по ссылке.
- Процентная ставка налога по вкладам указывается в графе «Налоговые ставки». Под «ставками второй группы» там подразумевается та группа доходов согласно НК РФ, к которой относятся проценты по вкладам и операции с ценными бумагами.
- Под налоговой базой понимается сумма в рублях, с которой берется налог.
- Конечный размер платежа указан в графе «Сумма налога к уплате».
- Также в уведомлении дается развернутая детализация, как именно был рассчитан налог: список банков, в которых находятся вклады, размер дохода по каждому из них и величина необлагаемой части.
С 2026 года бумажные налоговые уведомления присылают только тем, кто не зарегистрирован на портале Госуслуг. Всем остальным эти документы приходят в личный кабинет на Госуслугах и дублируются в «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте ФНС. Туда можно войти с учетными данными Госуслуг или электронной цифровой подписью.











