Ребенку прислали налоговое уведомление — что делать?

9 октября 2026 в 14:59
3 мин
Федеральная налоговая служба пояснила, почему «платежки» по налогам приходят на имя несовершеннолетних
Ребенку прислали налоговое уведомление — что делать?

Если ребенку пришло налоговое уведомление — скорее всего, это не ошибка, как явствует из разъяснения ФНС. Если на имя ребенка зарегистрирована собственность (квартира или доля в ней, земельный участок, автомобиль), она облагается налогом на имущество физических лиц.

То же касается случаев, если на имя ребенка открыт банковский вклад, который приносит доход в виде процентов.

  • По действующему законодательству несовершеннолетние собственники недвижимости и вкладов тоже считаются налогоплательщиками, поэтому получают уведомления наравне со взрослыми.
  • Подросткам, которые уже имеют паспорт и подтвержденный аккаунт на портале Госуслуг, налоговое уведомление с 2026 года приходит в личный кабинет.
  • Несовершеннолетним, которые не имеют ученой записи на Госуслугах, уведомление направляют заказным письмом на адрес регистрации по месту жительства.
  • Налог за несовершеннолетних до 14 лет уплачивают их законные представители — родители, приемные родители или опекуны. Дети старше 14 лет могут оплачивать налог сами с согласия законных представителей.

Очень важно знать: налоги, которые начислены на имущество ребенка, не включаются в налоговое уведомление родителей, поэтому о них легко забыть. Крайний срок уплаты налога на имущество и доходы по вкладам — 1 декабря, после этого на его сумму начинают начисляться пени. Если не оплатить долг по налогам в течение отведенного срока, его вместе с пенями принудительно спишут с банковского счета ребенка или родителя. С 2025 года в России действует внесудебный порядок взыскания долгов по налогам, то есть ФНС даже не нужно получать для этого решение суда.

Долги величиной от 500 до 3 тыс рублей могут принудительно списать со счета в течение года, для долгов более 3 тыс срок взыскания начинается уже через 3 месяца.

Чтобы не столкнуться с проблемой принудительного списания средств, лучше всего подключить режим «Семейный доступ» в личном кабинете налогоплательщика-физлица на сайте ФНС. Войти в него можно с учетными данными портала Госуслуг.

  • Для того, чтобы подключить подростка старше 14 лет к личному кабинету родителя, нужно создать для него собственный ЛК на сайте ФНС. Затем родитель через функцию «Добавить пользователя» должен ввести ИНН ребенка. В личный кабинет ребенка придет уведомление, которое он должен одобрить.
  • Для добавления детей младше 14 лет нужно обратиться в территориальное отделение ФНС по месту жительства, из документов потребуются паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка.

Если у родителя нет возможности или желания отслеживать налоги ребенка в электронном виде, нужно не забывать проверять обычный почтовый ящик, куда придет бумажный документ.

В случае, если на ребенка не зарегистрирована собственность или банковский вклад, речь действительно может идти об ошибке налоговых органов — такое случается не часто, не бывает. При этом нужно помнить, что в текущем году уплачиваются налоги за предыдущий. Если имущество, принадлежавшее ребенку, было продано в прошлом или в этом году, налог начислен правомерно.

Чтобы оспорить ошибочное налоговое требование, нужно направить обращение в свободной форме через сайт ФНС или лично в территориальное отделение налоговой службы. За несовершеннолетнего это делают родители. К обращению нужно приложить копии паспорта родителя и свидетельства о рождении ребенка, а также документы, которые подтверждают отсутствие у несовершеннолетнего имущества или дохода по вкладам, которые подлежат налогообложению. Оспорить ошибочное начисление налога можно только до 1 декабря. 

Новое за неделю