Назад

Замерзают откатные ворота? Советы по профилактике и обслуживанию

Почему ворота замерзают, как защитить откатные ворота зимой, чем смазать их механизм и нужно ли это делать?
Замерзают откатные ворота? Советы по профилактике и обслуживанию
20 дек 2024 в 16:52
Редакция «Всё Своё»
0 комментариев

Почему замерзли откатные ворота?

Причин может быть несколько, и все они связаны с устройством ворот. Оно несложное, но имеет свои слабые места.

  • Полотно ворот – это их основная часть, та самая, которая закрывает проем. У нее нет никаких движущихся деталей, исключение – когда в полотно встроена калитка на петлях, но это не имеет отношения к нашей проблеме.
  • Направляющий рельс – это металлическая балка, которая прикреплена к нижней части ворот.
  • Роликовые тележки, или просто ролики – подвижные элементы с подшипниками, встроенные в так называемую закладную, которая находится на уровне земли (или фундамента, если ворота достаточно большие и тяжелые). При открывании ворот полотно просто скользит по этим роликам, благодаря чему даже тяжелую створку можно сдвинуть без особого труда.
  • Электрический привод для открывания ворот. Собственно говоря, он есть не всегда – кто-то спокойно управляется с воротами вручную, особенно если они легкие, но у тяжелых ворот автоматика имеется в большинстве случаев. Привод состоит из электромотора и редуктора, смонтированных в одном корпусе, шестерни и зубчатой рейки. Рейка крепится к полотну ворот. При подаче сигнала на привод он вращает шестерню, которая цепляется за рейку и сдвигает полотно. Питание подается от сети 220 В, привод может иметь дистанционное управление и/или быть встроенным в системы умного дома.

Иногда откатные ворота бывают подвесными – все то же самое, но наоборот: подвижные детали находятся сверху и прикреплены к прочной раме-направляющей. Полотно, по сути, «висит в воздухе». Такая конструкция подходит только для небольших ворот с легким полотном.

Так почему же замерзают ворота? Как мы видим, «критических точек» тут две: роликовые тележки и привод. Давайте разбираться, что с ними может произойти и чем вызвана проблема.

Откатные ворота с электроприводом

Источник фото doorhan.ru


Откатные ворота просто примерзли

Самое банальное – в нижней части ворот скопилось много снега и наледи, возможно, попала вода или мусор. Особенно неприятно замерзание воды или посторонние предметы внутри направляющего рельса. Привод работает и пытается сдвинуть полотно, но на пути есть механические препятствия. Если продолжать упорно давать сигналы на открытие, привод может попросту сломаться. Поэтому нужно прекратить попытки и разблокировать привод вручную специальным ключом (он всегда идет в комплекте с автоматикой). После этого осторожно открыть ворота вручную и осмотреть направляющий рельс и ролики, при необходимости – очистить их. Если детали примерзли, ни в коем случае нельзя поливать их горячей водой – она остынет и замерзнет, и ситуация будет еще хуже. Нельзя также использовать паяльную лампу и всевозможные реагенты для снеготаяния: при попадании на металлические детали они вызывают коррозию, и это может сильно повредить подшипники роликов.

Иногда откатные ворота с автоматикой не открываются из-за замерзания концевых выключателей – они просто перестают замыкать и размыкать электрическую цепь. Часто такая беда случается с открытыми электромеханическими выключателями, и их остается только отогревать либо просто отключить автоматику и открыть ворота вручную.

Источник фото shtal-burg.ru


Налипание снега и льда на зубчатую рейку

Она обычно находится в нижней части полотна и может оказаться буквально «в сугробе», если снег долго не убирали. Соответственно, проблема решается очисткой рейки. Понятно, что здесь тоже нельзя пользоваться агрессивными средствами – можно испортить не только саму рейку, но и привод.

Замерзание привода ворот

Вообще-то мотор ворот замерзать не должен, если автоматика качественная и выбрана правильно. В технической документации к приводу обычно указывается, в каком температурном диапазоне должно использоваться устройство. У европейских производителей нижний предел чаще всего около -25…-30 градусов, для регионов с более холодной зимой есть специальные низкотемпературные модели или приводы с электрическим обогревом. Но, к сожалению, многие крупные производители автоматики покинули наш рынок, а цены на продукцию оставшихся стали запретительно высокими. Бюджетная автоматика от азиатских компаний часто не соответствует ни нашему климату, ни собственному техпаспорту. Здесь остается только отогреть привод доступными способами (ни в коем случае не открытым огнем или горячими предметами!) и докупить устройство электрообогрева, если у вашей модели есть опция его подключения. Естественно, при отъезде с дачи отключать подачу электричества на обогрев привода не стоит.

Вторая возможная причина замерзания мотора ворот – проблема с маслом. У приводов для тяжелых ворот редуктор помещен в масляную ванну. Некоторые масла сами по себе способны замерзать при температурах ниже -20…-25 градусов, и устройство может работать некорректно. Часто такое бывает у недорогих моделей. Может случиться и так, что масло попросту вытекло. 

Что делать в такой ситуации, зависит от модели вашего привода, так что смотрите инструкцию по техническому обслуживанию. Некоторые приводы допускают замену, в таком случае имеет смысл удалить остатки прежнего и залить низкотемпературное редукторное масло, в продаже есть даже специальные масла именно для приводов откатных ворот. Однако нужно помнить, что если привод еще на гарантии производителя, то любой самостоятельный ремонт автоматически ее аннулирует. В некоторых случаях производители сами указывают в инструкции, что замена и долив масла не предусмотрены или прямо запрещены. Здесь остается либо попытаться отремонтировать устройство на свой страх и риск, либо обратиться в сервис-центр. Дешевые модели, как правило, неремонтопригодны, а их производители не оказывают услуг по техобслуживанию, так что остается только купить новый.

Привод откатных ворот

Источник фото vorota-orel.ru

Как защитить ворота от снега

Для навесных ворот самая простая защита – козырек над верхней частью.

С откатными воротами сложнее из-за особенностей их конструкции. 

  1. В продаже есть специальные защитные короба, но они недешевы. Вообще же импровизированную защиту можно соорудить и самому, просто прикрыв чем-нибудь нижнюю часть ворот и механизм привода так, чтобы снег скапливался на защите, а не под воротами.
  2. У откатных ворот снег попадает в направляющую балку через ее открытый конец – балка внутри полая, и при движении ворот на открывание и закрывание она может «зачерпывать» снег. Для защиты ворот от снега нужно установить на направляющую заглушки и следить за тем, чтобы они оставались на месте.
  3. Даже если заглушка есть, снег все равно может попадать в балку снизу. Чтобы этого не происходило, после приезда зимой на дачу нужно сначала счистить снег по линии движения ворот и только потом активно их использовать. То есть: открыли ворота, чтобы въехать на участок – и по возможности тут же счистили снег вокруг, не закрывая их.

Чем смазать автоматические откатные ворота

Давайте сначала определимся, а нужно ли смазывать откатные ворота в принципе, потому что вопрос неоднозначный.

Собственно говоря, для начала стоит посмотреть инструкцию производителей автоматики. Ни в одной из них (если речь идет о производителях «с именем») не указывается, что ворота с электроприводом надо смазывать. Некоторые производители и их дилеры прямо пишут в инструкциях, что делать этого не нужно.

В интернете много советов, чем смазать рейку на откатных воротах, но «народная мудрость» в данном случае сильно расходится с рекомендациями производителей и инженеров. Здесь нужно понимать, что использование смазки может только ухудшить дело: она липкая, на рейке быстро накопится грязь, из-за этого увеличатся трение и износ самой рейки и шестерни, а попадание грязи в механизм привода и вовсе может его испортить. Таким образом, весь уход за рейкой сводится к ее периодической очистке, смазывать рейку откатных ворот не рекомендуется.

Правильный ответ на вопрос, чем смазать привод откатных ворот – ничем. И производители тоже нередко оговаривают это в инструкции, чтобы предостеречь пользователей от ненужной самодеятельности. Приводы специально сконструированы так, чтобы их не требовалось специально обслуживать и тем более разбирать.

Нужно ли смазывать направляющую, тоже под вопросом – ровно по тем же причинам, что и для рейки. Если при открывании ворот слышен скрип в нижней части, это связано не с отсутствием смазки, а с попаданием грязи внутрь, износом деталей или нарушением геометрии ворот. Смазка не решает ни одну из этих проблем. В качестве срочной меры можно использовать хотя бы знаменитый WD-40, который «на все случаи жизни», но в при первом же удобном случае нужно разобраться, почему ворота скрипят.

Единственная деталь откатных ворот, которую можно и нужно смазывать, в том числе на зиму – ролики. Делать это лучше осенью, когда еще относительно тепло, к тому же в теплую погоду работать гораздо удобнее. Чем смазать ролики откатных ворот – есть варианты:

  • Сухая смазка на основе тефлона в формате аэрозоля – это удобно для обработки труднодоступных мест.
  • Популярные у нас литиевые смазки (Литол, Циатим) в целом неплохи, но начинают замерзать уже при температурах около -20 градусов, однако можно найти и низкотемпературные модификации литиевых смазок – правда, стоят они дороже.
  • Можно использовать также кальций-сульфонатные смазки, чаще всего они так и называются Эти составы имеют очень высокие показатели водостойкости и защиты от износа и сохраняют свои свойства при температуре до -30…-40 градусов. Примечательно, что они вполне совместимы с литиевыми.

Важный момент: для роликов откатных ворот обычно используются подшипники закрытого типа, с защитой от воды и грязи. Разбирать и смазывать их не нужно. Если подшипники изношены, их лучше всего заменить.

Ролики откатных ворот

Источник фото postroy-sam.info

Замерз замок ворот – как его открыть?

Иногда попасть внутрь нельзя по той простой причине, что замерз замок – так бывает, например, после ледяных дождей. Здесь надо помнить, что даже самые “умные” электромеханические замки всегда имеют функцию простого открывания ключом, поэтому ключ нужно иметь с собой.

  • Самый простой способ открыть замерзший замок – прогреть ключ на огне зажигалки или любым другим способом. Тут нужно действовать с осмотрительностью. Нет никакой нужды раскалять ключ докрасна – он сам может стать хрупким, к тому же металл при нагревании расширяется, и ключ может заклинить в скважине. Горячий ключ просто вставляют в замок, если это не помогло сразу, можно повторить.
  • Можно прогреть замок снаружи. Тут подойдет даже стакан горячего кофе или любой другой нагретый предмет.
  • У автомобилиста в багажнике с большой вероятностью найдется либо «всесильный» WD-40, либо (на худой конец) антифриз. Любой из составов можно осторожно залить в замочную скважину, стараясь не попадать на наружную часть замка и на покрытие ворот – могут остаться следы.

Если ворота закрываются на засов, то смазать его от замерзания можно теми же средствами, что и ролики (см. выше). Для срочной «реанимации» засова его можно отогреть или воспользоваться все тем же WD-40.


Источник фото на обложке euro-sys.ru


Читайте также: 

Самозахват земли: что делать и куда жаловаться
Как избавиться от мха и лишайников на плодовых деревьях
Выращивание садового гибискуса и уход за ним
Что входит в техобслуживание газового котла
Земля для рассады: выбираем лучший грунт для рассады

Новое за неделю

0 / 3000 символов

20 дек 2024 в 16:52
Редакция «Всё Своё»
0 комментариев